Повело ферму после сварки
Как не допустить появления трещин
Трещина может появиться как при сварке покрытым электродом, горелкой полуавтомата, так и вольфрамовым электродом. Здесь больше сказывается состав основного и присадочного металлов, режим сварки, наличие внутренних напряжений, включения посторонних веществ с поверхности заготовки и пр.
Холодные трещины менее заметны, поскольку раскрываются не так сильно, как горячие. У них не широкая «паутина», а тонкие «ниточки». Зачастую образуется дефект из-за включения водорода, накапливающегося в определенных зонах. Он делает металл более хрупким, вызывая разрывы при остывании, когда заготовка достигает температуры 200 С. Среди других причин образования холодных трещин:
Трещины в сварочном шве и околошовной зоне условно делятся по времени появления на горячие и холодные. Горячие возникают при температуре металла около 1000-1300 С, когда одни части начинают застывать, а другие еще остаются жидкими. Визуально их можно увидеть на красном металле шва и в темной околошовной зоне.
Где можно про это почитать, или увидеть? Я постоянно смотрю «factory tour» по разным авиационным заводам, китфокс, джаст и т.д. И почему то нигде не видел, и не слышал про отжиг
Про отжиг 4130, или 30хгса я слышал только здесь на форуме. Никто и нигде их не отжигает, ни в гаражах ни на заводах. Но мы сейчас говорим за сырую ферму, а не термообработанную деталь.
Рамы велосипедов к примеру, из 4130 конечно же отжигаются после закалки в печи.
Поправьте если не прав
Порой наружные трещины могут образовываться в кратере, при завершении шва, если резко разорвать электрическую дугу. Тогда они расходятся «паутинкой» от центра и ослабляют «замок» сварного соединения. Если стык выполнялся «под воду», высокая вероятность протекания в этом месте. В конструкциях, где герметичность не важна, трещины ослабляют надежность соединения, влекут разрушение стыка, ускоряют разрыв шва.
Используйте присадочную проволоку для алюминия. Необходима разделка трещины отрезным кругом болгарки, чтобы увеличить глубину проплавления. Если повреждение имеет длину 1-2 см, можно сразу вести сварку после расшивки и обезжиривания. При более крупных трещинах ГБЦ необходим предварительный подогрев металла, чтобы снизить напряжение и температурные деформации. Тогда шов не лопнет по мере остывания.
Остальные методы проверки применяются по необходимости, если того требуют условия выпуска продукции. Это может быть просвечивание швов рентгеновским излучением, которое покажет внутренние трещины, а не только наружные. Для трубопроводов, сосудов и других конструкций, по которым будет протекать жидкость или газ, применяется опрессовывание сжатым воздухом, проверка керосином или аммиаком. Все это помогает выявить скрытые трещины, поры и свищи.
Трещины в головке блока цилиндров возникают, как правило, между седлами клапанов, и приводят к перепусканию картерных газов. Герметичность нарушается при резком перегреве и охлаждении ГБЦ, например в момент долива антифриза в работающий мотор. Блок двигателя может лопнуть в любом месте, если использовалась охлаждающая жидкость с небольшой температурой замерзания. Встречаются характерные повреждения при ДТП.
Samodelkin_33rus
Любая СВАРКА ведёт к деформации деталей, меньше или больше. И в первую очередь потому, что металл в зоне шва кроме просто нагрева дважды переходит из одного агрегатного состояния в другое.
И он за собой при кристаллизации стягивает и ближнюю околошовную зону и далее .
Я тоже когда-то давно думал, что сварка в кондукторе идеальна, но на практике и из жёсткого кондуктора детали выходят, во-первых — туго, а во-вторых тоже деформированные. Потом как-то на глаза на канале Дискавери попался фильм о сварке рам японских серьёзных мотоциклов, где было отлично показано, что если требуется ИДЕАЛЬНАЯ геометрия после сварочных работ автоматом или лазером даже в супермощном кондукторе, то всегда нужна последующая РИХТОВКА ! Конечно с методами многократного оптического 3D контроля .
Для сварных каркасов , работающих в условиях сильной вибрации, знакопеременных нагрузок важна прочность и долговечность сварочных швов. Где-то сегодня попадалась в инете инфа, что желательно отпускать хотя-бы зоны сварочных швов, если невозможно нагревать весь каркас целиком. Но не стоит это делать прогревом вручную, видимо с помощью газовой горелки.
Там разговор шёл о стали типа 12Х18Н10Т .
ну на сколько я внимательно смотрел исторический фильм про строительство пайперов в штатах там ни слова не сказано об отжиге , отпуске или других действий с фермой . Во первых там используется сталь 4130 аналог нашей 30ХМА . Которая не требует отпуска после сварки . Во вторых сварка там производилась ацетиленом и обычной горелкой . При таком виде сварки обычно бывают серьезные поводки труб и всей конструкции . И что бы избежать этого , там на кадрах очень хорошо видны приспособления которые фиксируют все детали на своих местах . И после остывания ферма остается в своих геометрических размерах . Кстати на некоторых кадрах хорошо видно как трубы между точками сварки довольно сильно выгнуты от прямой , что вполне соответствует результату по применению ацетиленовой сварки . Труба сильно прогревается и ее выгибает , но геометрия рамы из за стапеля остается в контрольных точках . При использовании современных видов сварки , полуавтоматической , аргонодуговой а сейчас уже и лазерной . Таких поводок в принципе не может быть , если правильно собрать детали на плазе и потом соединить их в примитивном приспособлении хотя бы из фанеры . Лично я обычно делаю всю сборку на прихватках с трех сторон что бы исключить смещение детали от своего местоположения . А после сборки всей конструкции когда она обретает свою геометрию и жесткость . Можно уже обваривать узлы последовательно , не сильно беспокоясь что её куда либо поведет .
Где можно про это почитать, или увидеть? Я постоянно смотрю «factory tour» по разным авиационным заводам, китфокс, джаст и т.д. И почему то нигде не видел, и не слышал про отжиг
Про отжиг 4130, или 30хгса я слышал только здесь на форуме. Никто и нигде их не отжигает, ни в гаражах ни на заводах. Но мы сейчас говорим за сырую ферму, а не термообработанную деталь.
Рамы велосипедов к примеру, из 4130 конечно же отжигаются после закалки в печи.
Поправьте если не прав
Правильно подготавливая металл под сварку и выбирая соответствующий режим, получится избежать трещин в шве. Используйте присадочные расходные материалы близкие по составу к основному металлу. Если трещина все же возникла, воспользуйтесь советами из этой статьи по ее удалению, а главное проанализируйте, почему образовался дефект, чтобы предупредить его появление в будущем.
Сварочно-монтажные работы при сооружении строительных конструкций проводятся по двухэтапной схеме. На первой стадии трубы со стандартной заводской длиной (до 12 метров) сваривают в секции по 24, 36 или 48 метров. Работы проводятся на сварных базах. После этого начинается второй этап: трубы доставляют на место сооружения трубопровода и раскладывают параллельно линии трассы. Здесь секции сваривают в единую нить длиной до 30 км. После создания изоляции трубы укладывают на дно траншеи, засыпают грунтом и затем соединяют участки между собой.
К охлаждению водой прибегают, когда нет времени дожидаться естественного остывания и нужна дальнейшая сборка конструкции. Используйте для удержания горячих деталей сварочные рукавицы повышенной толщины или специальные приспособления для сварки. Есть много зажимов, позволяющих захватить круглую или профильную заготовку разных диаметров и присоединить ее к другой конструкции для сборки и прихватки. Магнитные фиксаторы помогут обойтись без посторонней помощи, ведь некоторые модели выдерживают до 34 кг.
Мне интересен автожир
Не сомневаюсь, что это делалось на фирме Пайпер, когда во время ВМВ, «Кабы» строились тысячами, но уверен, что лишь единичные фирмы ТАМ имеют печи для отжига СЕЙЧАС. А у нас. В.П. Лапшин когда-то тут писал, что основным критерием выбора стали ВНС-2 для фермы ф-жа Су-26 в ОКБ им. Сухого, было отсутствие печей нужного размера для термообработки фермы ф-жа. Это в СССР начала 80-х гг.!
Такое нередко бывает при сварке чугуна или нержавейки с неправильно подобранными электродами/проволокой. Замените расходные элементы, счистите болгаркой предыдущий наплавленный металл до основного. В случае чугуна прогрейте деталь паяльной лампой или газовой горелкой.
Перед началом сварных работ концы круглых металлических труб очищаются от грязи, грунта и льда. В случае появления вмятин или нарушения геометрии (изменения сечения на овальное) изделия выправляются при помощи гидравлических домкратов. При обнаружении трещин и глубоких вмятин, которые невозможно выправить, эти элементы вырезаются. Минимум 10 мм от края трубы (от места соединения) очищаются от следов коррозии до металлического блеска, при этом обрабатывается как наружная, и внутренняя стороны.
Если отжиг снимет внутренние напряжения в конструкции, то видимо это очень хорошо. В самих профилях из нержавейки ( обычный стандартный квадратный электросварной профиль ) уже изначально такие ДИКИЕ внутренние напряжения, что даже и представить себе сложно. Гораздо больше, чем в аналогичных профилях из чёрной стали. Недавно понадобился уголок 40х38х1.2 из 304 нержи. Решил сделать его просто разрезав вдоль стандартный профиль 40х40х1.2. Два полученных куска уголка жутко выгнуло турецкой саблей, причём сразу в двух плоскостях, а не в одной.
Отрихтовать такое просто невозможно в обычных условиях. При резке тонким отрезным диском сам профиль практически не нагревался более 30. 40 град. То есть его жутко искорёжили именно внутренние напряжения в новом стандартном профиле, который точно никто не отпускал.
Детали отправились в помойку.
После окончания сварки и остывания металла сварщик самостоятельно осматривает швы на наличие трещин. Для этого необходимо очистить соединение от шлака и пыли щеткой. Порой применяется обдув сжатым воздухом. Чтобы отличить риску наплыва металла от трещины, используют увеличительное стекло.
При ручной электродуговой сварке (ЭДС) подача в дугу электродной проволоки и перемещение дуги производится мастером вручную. Данный метод подходит для формирования как неповоротных стыков труб, так и поворотных (при вращении собранных секций). Во втором случае свариваемые трубы не остаются в одном положении, а вращаются вокруг продольной оси; соединение ведется в различных положениях, удобных для мастера. Труба может поворачиваться на 30°–90°. Также возможен полуповоротный вариант, который требует работы двух мастеров одновременно. Сначала соединяются первые два участка трубы, затем их поворачивают на 90° и сваривают на третьем и четвертом участках. Соединение поворотных и полуповоротных стыков осуществляется только на сварочных базах.