Ленточные конвейеры распространены во многих сферах человеческой деятельности. Подобные устройства применяются при добыче полезных ископаемых, сборке высокотехнологичного оборудования, транспортировке сельскохозяйственного сырья, медицинских препаратов, продуктов питания и т. д. Соответственно, конструкция конвейера может быть адаптирована под нужды конкретного предприятия с учетом особенностей помещения, а также характеристик перемещаемых материалов. Например, существуют ленточные транспортеры с различным углом наклона (горизонтальные, наклонные, вертикальные) и формой трассы (прямые, криволинейные, с Г-образной траекторией движения и др.). Однако набор базовых элементов таких устройств остается неизменным.
Конструкция транспортерной ленты состоит из следующих деталей:
- Грузонесущее полотно. Данный элемент представляет собой замкнутую ленту, изготовленную из цельного эластичного материала (резинотканевые, резинотросовые и полимерные модели) или состоящую из ряда жестких пластиковых/металлических модулей, объединенных в гибкое изделие.
- Шкивы и вспомогательные ролики. Ведущий барабан приводит в движение транспортерное полотно, передавая при вращении (за счет силы трения) энергию от электродвигателя. Хвостовой шкив обеспечивает необходимую для работы степень натяжения ленты. Вспомогательные ролики, в свою очередь, способствуют отклонению гибкого полотна, а также увеличивают угол охвата барабанов, предотвращая тем самым пробуксовывание.
- Опорные элементы. Детали предназначены для поддержания транспортерной ленты в нагруженном состоянии по всей протяженности. В зависимости от длины линии и специфики перемещаемых материалов используют роликоопоры или сплошные настилы. Также опорные изделия способны выполнять очистку от налипания остатков груза во время прохождения полотна по возвратной стороне конвейера.
- Направляющие конвейерной ленты. Подобные изделия трапециевидной, зубчатой или прямоугольной формы обеспечивают позиционирование подвижного полотна на конвейере, предотвращая его отклонение. Кроме того, такие продольные профили часто устанавливают на рабочую сторону ленты с целью разделения потоков транспортируемых объектов.
- Загрузочное устройство и разгрузочный конец. Подача на конвейерную ленту осуществляется с помощью специального приспособления, конструкция которого зависит от особенностей груза. Так, для штучных предметов используется спуск, а сыпучие материалы загружаются через воронку. Разгрузка производится путем сбрасывания груза в направляющий лоток в точке соприкосновения полотна с ведущим шкивом или в зонах установки скребковых/плужковых сбрасывателей.
Более сложные модели конвейера могут комплектоваться роликами частичного торможения, пневматической станцией натяга, системой автоматического управления положением ленты и другими дополнительными рабочими узлами.